Способы входа в зону передачи импульса

- Выставить вперед дальнюю руку, занять реакцию противника, нанести удар. Это способ занятия реакции противника опорной рукой. Вся его соль заключена в том, что на занятие реакции работает основание конуса вращения р. плеча, а на производство удара - любое нижележащее звено.

- Через обратный и прямой ход ударной руки. Подготовительный ход вызывает реакцию противника, от которой и следует удар.

- Через удар-зн-зн-удар, когда один из ударов рук воина уходит на занятие реакции противника, а другой формируется как акцент.

Постепенно эти способы трансформируются в ударные приемы, объединенные некоторыми принципами и построенными на рефлексиях противника. Например, приемы нападения, построенные по принципу «положения» или «позы». Накладывается «матрица» из дальних и ближних рук на руки противника, отводится (заносится) наиболее благоприятный плечевой или тазобедренный суставы, после чего следует удар, но при этом передаточные рычаги как бы скользят по рукам противника.

Наносятся удары от предварительно отведенной руки противника, или последовательного отведения и т. п., на что следует обратить здесь внимание. Если воин обращает все внимание на «красной линии живота», он хорошо управляется и, видя себя как бы со стороны, строит вполне осознаваемую схему движений. Как только он начинает переносить удары на препятствие, схема разваливается. Воин как бы плавает между зависимостями: фиксацией (контролем) своих движений и реакцией опоры внешней среды.

Данная шкала соотношений прикладности является текущей. Положения качеств воина на ней связано с глубиной освоения двигательного навыка и приобретенных умений управления.

Новые свойства организма, приобретаемые воином через отношения со средой, имеют следующие уровни:

- подсознательный (рабочий) - через обратную связь от полученных реакций опор;
- эмпирический (статистический) - через определенный набор двигательных актов, усвоение узловых точек взаимоотношений со средой, прочувствование изученного материала;
- сознательный - от умения организовать ударное движение на основе определенного знания;
- абстрактный (умозрительный) - от проекции в будущее своих свойств и качеств врезультате синтеза знаний и умений. Это положение требует некоторого пояснения. Знания школы всегда выше индивидуальных, следовательно, получая их, воин получает идеальную материю рукопашного боя. На примерах более подготовленных мастеров РБ, а также из показов наставниками своего искусства, из их рассказов о преданиях, в которых народ запечатлел феноменальные результаты, у воина формируется некий символический герой, наделенный умением, о котором-то и велся разговор.

Понятие «плавающего горизонта» наиболее емко отображает существующее соотношение организма со средой и одновременно заключает в себе диалектику развития двигательных свойств и качеств.

Следует обратить внимание на то обстоятельство, что очень трудно разделить изучение движения вообще на движения перемещения, движения воздействия и движения выноса. Но набирать количественный материал, заостряя на нем внимание и разнося по полочкам, - значит сделать очень существенную работу в подготовке фундамента будущей двигательной пирамиды. Так, например, если работать на грушке, то следует выходить на нее с той же скоростью, с которой она движется. Но при этом пояснить необходимо воину, что это работает принцип компенсации движений, который позволяет сохранять статическое положение к грушке, а это дает в свою очередь возможности сменить расстояние и подобрать рычаг воздействия.

Одним из самых болезненных вопросов во всех ударных взаимодействиях является вопрос о положении разворота кисти относительно опорной поверхности. Положение кисти в РБ оценивается и строится по большому пальцу:

Еще до того, как станут известны детали «триады удара» и условий передачи импульса препятствию, следует придерживаться следующего правила:

Все продольные удары следует сопровождать таким разворотом кисти (большого пальца), при котором реакция опоры препятствия идет вдоль пальцев кисти!

При ударах р. голени назад следует наклонять корпус вперед, набирая угол живота. При этом вес тела садится на опорную ногу, занятый опорой тзб. с. начинает проворачиваться вниз, обеспечивая свободному тзб. суставу тенденцию подъема снизу-назад-вверх. Так как р. голени ставится касательно основанию к. вр. полуоси таза, это компенсаторное по своей природе явление дает ударный импульс свободной от опоры корпуса ноге! При этом можно формировать как продольное, так и вращательное ударное движение.

Следует обратить внимание на то, что при разгибе локтя часто проскальзывают способы его использования, которые прибли-

женно можно назвать активными и пассивными. При первых локоть разгибается слишком быстро и именно в этом случае воин работает на сам разгиб. Особенно это характерно для начинающих боксеров. Можно заметить, как в этом случае неподвижно висит у них в пространстве пл. сустав. При вторых способах использования подвижный р. плеча вызывает компенсаторный разгиб локтя. Задачу воину нужно сводить к тому, чтобы он научился выделять задающий движение р. плеча, а уже им толкать (или тянуть, или перемещать) в пространстве р. предплечья. В моменты перемещения следует следить за локтевым сгибом, чтобы сознательно садить р. прпл. на траекторию локтя в пространстве.

В момент удара не следует жестко связывать опорный рычаг с его суставной организацией, не останавливать их перемещение «схватыванием». «Не напрягайся в момент удара», - советуют все тренеры мира. Смысл этого выражения в том, чтобы полностью передать имеющийся на суставах импульс препятствию, а не разложить его «схватыванием» элементов ССЧ в момент удара. Всем известен парадокс: новичок в момент падения или удара всегда напряжен.

При производстве ударов правой рукой, например, следует выходить на опорную (впереди- или позадистоящую ногу), так как с двух ног невозможно толком включить тазобедренный комплекс и нижележащие вращательные звенья.

При этом следует руководствоваться еще одним неписаным правилом: поза, в которой оказывается после удара воин, должна быть такой, чтобы из нее можно было повторить первоначальные занос и удар. Это правило позволяет одеть рамки на традиционное «не проваливайся!».

Осваивая ударные движения, приходишь к мысли о некой универсальности в организации вращательных и продольных движений (ударов), но очень трудно эту универсальность облечь в некую материальную форму. Чтобы это произошло, необходимо научиться выделять некие наиболее существенные стороны того, что делаешь, а затем методом сравнения произвести индивидуальную систематизацию материала и наделить выделенные похожести категориями (т. е. обозвать, наречь, отметить).

 -

Вначале, например, сознанием схватывается то обстоятельство, что рычаг плеча должен совершать перемещения в пространстве, прокручиваясь в пл. суставе. Локоть при этом как-то связывает передаточный р. прпл. и выполняет не только передаточную, но и обеспечительную функцию. В рассмотрении указанных соотношений постепенно постигается организация построения ударного движения при задающем р. плеча.

Как при этом поступать с ногами? Правило простое. Следует освободить от опорной нагрузки вертлюг стороны ударной руки.

Неоднократно отмечалось, что задолго до открытия законов ударных движений возникают изумительные картины сочетаний идеальных ударных движений и условий передачи импульса препятствию. В текучке жизни это удивительное ощущение гаснет, но долго еще живет в душе состояние праздника и светлого чувства прикосновения к «нечто», лежащему в необозримой дали впереди. К этим откровениям следует очень осторожно подходить. Обращаться с ними желательно как с огромными радужными бабочками: в руки брать нельзя и резкими движениями не пугать. Следует остановиться, собраться мыслью на этом ощущении и держать, держать, держать его как можно дольше в представлении. Если удастся, можно попытаться «вписаться» в это ощущение свернутыми внутренними движениями (нэй-кунг), если нет, то необходимо зацепиться за любой след, который остается от этого озарения.

Картины, о которых говорилось выше, индуцируют некоторые практические положения рукопашного боя:

- бой на дальней дистанции следует вести с набранными подмышечным и грудным углами, направляя рычаг на противника. Этим обстоятельством ускоряется ввод рычагов в зону передачи импульса, вызывается и отрабатывается чувство «занятия пространства»;
- для каждой дистанции выбирается свойственный ей набор длин рычагов со своими центрами вращений. На дальней дистанции, в соответствии с этим положением работает весь р. руки из плечевого или тзб. суставов - задатчиков вращений (задатчиков количества движения). На ближней возможно использование кисти и р. прпл. со всех нижележащих за пл. с. звеньев.

Много проблем возникает и с точками заносов*. На своей ССЧ воин создает рычажные комбинации, перемещая их в пространстве. Но вот какой занос делать, каким тонусом мышц что обеспечивать, какие фазы движения создавать и по каким законам (логикам, принципам) -для воина предмет тревоги и забот.

А начинать эту проблему стоит с поиска прямых и обратных движений рычагов через препятствие на каждом виде разучиваемого удара. При этом:

- занос необходимо начинать с дистанции, лежащей дальше препятствия ровно на величину дуги скатывания задающего движение сустава по его основанию конуса вращения;
- во время касания препятствия следует так расположить рычаги ССЧ, чтобы через них рабочий ход задающего сустава (дуга скатывания) ставился на это препятствие под углом, обеспечивающим передачу импульса, рожденного на этой дуге;
- чем жестче препятствие, тем короче дуга передачи импульса.

Иногда эти дуги в просторечии именуют «гвоздями». Они родились положениями, предтечами «рабочих ходов оснований конусов вращений». При невозможности описать двигательную культуру словами более соответствующей физической природе и такие способы вполне употребимы. Теоретическая концепция этого периода освоения движений такова: ударное движение создается по схеме:

- рабочее движение и «гвоздь»;
- фаза проноса;
- фаза обратного движения (удара).

В пределах «гвоздя» не следует, однако, заканчивать движение. Именно в пределах его длины следует вести дальше траекторию ведущего рычага, помня, что он дает перемещение ведомому рычагу. При такой постановке вопроса не рвется ударное движение. Следовательно, приводиться следует не столько к реакциям опор, сколько к проносам задающего рычага через опорные гвозди.

*Заносы: 1) за положение (λЬ); 2) за состояние (λt) (аккумуляцию).

-
Все эти положения - прессинг фактов к открытию закона непрерывности работы законченного анатомического звена (руки, ноги, б. р. груди, тзб-х и плече-суставных осей), который выражается «восьмеркой».

 -

В это же время формируется мысль:

-

- если дальнюю руку не занести р. плеча или тзб. комплексом, ударное движение невозможно;
- существует зависимость амплитуды движения рычага от его длины: чем больше длина, тем меньше амплитуда. Другими словами, нет углов для выработки рычагов.

 -

Лонг-центр 2012-2015гг.