Вступление к законам

Рассмотренный в предыдущих главах материал дает определенные представления о структуре и кинематике тела.

С их помощью представляется возможным обратиться к изучению законов организации движений.

Характер совершаемых движений симметричными частями тела описывается тремя законами:

- законом парности заносов;
- законом опорной колебательности;
- законом сопряжения.

Закон парности заносов

Из сказанного в разделе «Механические свойства мышц» следовало, что наиболее мощные движения совершаются при большой амплитуде, обеспечивающей предварительное растяжение мышц. Другими словами, при выполнении требуемого движения необходим предварительный занос. В процессе освоения движения его величина претерпевает значительные изменения. Эти изменения носят как количественные (длины заносов), так и качественные (сила удара) характеры. В настоящей главе разговор пойдет о самом факте заноса, который является первой фазой удара (речь идет об ударном движении).

Следующей фазой является исполнение определенной частью тела (всем телом) движения, приводящего к удару. Например, движение вперед предплечья при прямом ударе, в локтевой опоре. Далее следуют либо, соответственно, соударение, либо пронос опоры в пространстве (при уходе противника из зоны удара).

Фаза движения, в которой воин находится с вытянутой вперед рукой, в обоих случаях является промежуточной. За ней идет или восстановление равновесия, или повторение заноса. Следовательно, для одной руки характер движения составляет вполне определенную логическую (одновременно и оптимальную анатомо-физиологическую) схему:

Занос-удар-занос

Следует отметить, что первый занос осуществляется с прямой целью вывода в удар части тела (предплечья в данном случае). В повторном заносе уже присутствует и задача построения промежуточной рабочей стойки. Для чего, спрашивается?

Дело в том, что в течение ведения боя воину необходимо учитывать противодействие противника. Следовательно, в фазе второго заноса присутствуют элементы, обеспечивающие защиту рукой, только что производившей удар. Это положение носит чисто практический характер использования в виде фактора уменьшения времени держания открытого корпуса (головы и др.).

Фактор проявляется и в явлении рефлекторного прижатия рук к корпусу при вполне определенной дистанции. Следует отметить , что имеет место и фактор рефлекторной подставки рук при вполне определенной дистанции. Этот вопрос требует специального обращения, которое будет производиться несколько ниже.

Исходя из симметричности человеческого тела, а также рассмотрения обязательного характера производства движения одной рукой и необходимости производства защиты, выразим сущность закона парности заносов для любого вида ударных движений рук:

Удар-занос-занос-удар

«Выполнение однонаправленных пространственных перемещений рычагов (опор) в наиболее мощных ударных движениях производится через фазы последовательных заносов этих рычагов (опор)».

В выполнении симметричных ударов, производимых двумя руками, первоначальный занос носит несколько скрытый характер. Однако, механика акцентированных ударных движений наиболее качественно выбирается только по указанной формуле.

Настоящий закон позволяет подойти к рассмотрению внутренней составляющей любого ударного движения для верхних и нижних конечностей и найти соотношения между ССЧ и приводящими их в движение мышечными группами.

Перейдем к общему обзору набора ударов в структурной схеме тела (человека).

Для простых и сложных рычагов с их центрами вращений возможны следующие по форме удары:

- вовнутрь-наружу;
- сверху-вниз, снизу-вверх, вперед-назад;
- вращения в любой из трех плоскостей.

Содержание удара определяется частью тела и приложенным к ней мышечным усилием. В чистом виде движущимися частями тела могут быть:

- кисть (стопа);
- предплечье (голень);
- плечо (бедро);
- вся рука (вся нога)

с создаваемыми, соответственно, опорами:

- кистевой (голеностопной);
- локтевой (коленной);
- плечевой (бедренной).

Каждой из опор возможны выполнения движений, связанных с использованием как своих, так и сопряженных кинематических элементов, включая вращательные движения (возможности) и самого последнего кинематического элемента - концевого держателя. Следует отметить, что в каждом из собственных движений названных опор возможны усиления за счет смежных и сопряженных, т. е. лежащих нижних разноуровневых кинематических элементов:

- линейным перемещением плечевого сустава (вращение плечевого сустава с ключицей, из грудино-ключичного сустава);

-линейным перемещением плечевого сустава (вращение корпуса в пояснично-крестцовом отделе позвоночника, вращение в тазобедренном суставе, наклон корпуса вперед, открытие коленного сустава, открытие голеностопного сустава и комбинации элементов);

- скрестного перемещения плечевого сустава (при линейном движении тазобедренного сустава в прыжковых комбинациях, производстве ногами элементов «скачок», «прыжок», «толчок» и др.).

Перечисленные элементы совершаются в следующих фокусах производимых усилий:

- сверхближнем;
- ближнем;
- среднем;
- дальнем;
- сверхдальнем.

Рассмотрению фокусов более пристальное внимание уделено при рассмотрении второго закона движения.

При изучении материала, представленного в данном разделе, может сложиться впечатление крайней сложности в освоении видов ударов. Это действительно так, если у обучающегося не будет какой-то системы в освоении ударных навыков.

Существует вполне определенная достаточно наглядная, в меру емкая и относительно простая методика освоения двигательных структур (или ансамблей, или кинетических мелодий).

Это так называемые способы движения:

- направления (вращения из фиксируемого центра вращения);
- линейные (фиксируемые перемещения опорного сустава за счет нижележащих смежных суставных организаций);
- скрестные (перемещения в пространстве опорных суставов за счет нижележащих сопряженных суставных организаций)

Примечание.
Понятие «направления» в данном случае несет двойную смысловую нагрузку. С одной стороны, это действительно заданное направление движения, с другой - способ исполнения движения, когда фиксируется определенная пространственная точка (узел), вокруг которой происходит вращение.

Понятие «линейные» связано с линейным перемещением в пространстве плечевого сустава, выполняемого со смежного вращательного центра. Понятие «скрестные» связано с линейным перемещением в пространстве плечевого сустава, выполняемого с сопряженного (лежащего через один или несколько) вращательного элемента.

Производство движений данными способами позволяет детально отработать автономные вращения плечевого сустава, движения тазобедренных суставов и суставов нижнего яруса - коленного и голеностопного, а также установить зависимость перемещений в пространстве плечевого сустава от смежного тазобедренного и сопряженных суставов нижнего ярусов. Перейдем к короткому обзору и разбору способов освоения ударов.

Направления.  Выполняются с неподвижного в пространстве плечевого сустава, являющегося точкой вращения всего рычага руки. Движения производятся за счет собственных вращательных возможностей сустава вокруг трех осей. Будучи шарнирным, плечевой сустав дает возможности выполнить полные круговые вращения:

- сверху вниз-снизу вверх;
- вовнутрь-наружу.

«Направления», как форма освоения ударов, выполняются для двух рук в пределах

траекторий вращений по закону: удар - занос - занос - удар.

Линейные.  Выполняются с плечевого сустава, который имеет определенные линейные

 перемещения в пространстве, создаваемые последующими вращательными элементами. Таких линейных перемещений может быть несколько видов. Наиболееупотребляемыми следует считать:

- перемещение плечевого сустава за счет вращения ключицы в грудино-ключичном суставе;
- перемещение плечевого сустава за счет вращения корпуса вокруг центра, расположенного в пояснично-крестцовом отделе позвоночника и центров,расположенных в тазобедренных суставах. (Для простоты мы назовем эти вращательные организации тазобедренным комплексом и будем этим понятием в дальнейшем пользоваться.)

  -

  -

  -

  -

  -

-

 -

 -

Несмотря на то, что фактически имеется два центра вращения корпуса, в практике они работают вместе, и наставник обращает внимание воинов только на правильность отработки элементов в «конусе корпуса». Здесь есть одна немаловажная деталь. В своей сути, как это будет показано в разделе «фехтование», «линейные» представляют собой траектории полных восьмерок. Тем не менее, в данном случае подход к ним производится через выполнение движений по закону: удар-занос-занос-удар, где заведомо стоит задача фрагментарного использования траектории восьмерки, т. е. использование только ее активной рабочей части, связанной непосредственно с одним видом специфически работающих мышц. (В полных круговых и восьмерчатых движениях, как известно, используются комплексы мышечных ансамблей.)

  -

 -

  -

  -

  -

  -

Скрестные.  Выполняются с плечевого сустава, который имеет линейные перемещения, создаваемые сопряженными вращательными элементами. Если в случае «линейности» плечевого сустава говорилось о неизменном в пространстве тазобедренном комплексе, то в случае «скрестных» речь идет уже о задаче перемещения в пространстве именно тазобедренного комплекса. Эти движения плечевого сустава, обеспечивающиеся лежащими ниже тазобедренного сустава вращательными комплексами (сопряженными вращательными центрами), получили названия «скрестных». «Скрестные» выполняются по закону: удар-занос-занос-удар в следующей последовательности. Предположим, бойцу необходимо выполнить прямые удары в заданной форме с опорой на кисть (кистевой). Воин, отталкиваясь правой ногой, бросает вес тела на левую ногу с таким расчетом, чтобы имеющийся импульс передать через кисть препятствию. Касание рукой препятствия (объекта), естественно, происходит на какое-то мгновение раньше, чем коснется земли левая нога. Дав мышцам возможность отработать в этом движении намеченные усилия, а также погасив инерцию, воин отталкивается левой ногой и перебрасывает вес тела на стоящую позади правую ногу. Эта фаза является ничем иным, как чистым заносом правой руки. Следующая фаза - выполнение заноса левой рукой. С правой ноги воин производит отталкивание, в момент которого левая нога резко идет назад и принимает на себя вес тела воина. Правая нога повисает в нескольких сантиметрах от пола. Это скрестное движение тела включает и компенсаторный мах левой рукой назад, который является чистым заносом левой руки. Следующая, последняя, фаза скрестного движения - удар левой рукой, который производится в вышеуказанной последовательности, теперь уже с перебросом веса тела на правую ногу, в тех же требованиях взаимоотношений времен касания, выбора инерции и т. д. В освоении этой формы движений решается задача: научить воина перемещать плечевую опору сопряженными вращательными комплексами (ц. вр., расположенный ниже тазоб. компл.).

Лонг-центр 2012-2015гг.