Скакалка

Одним из самых емких снарядов, использующихся в рукопашном бою, является скакалка. Обычно выбирается резиновая, т. к. капроновая - ломкая. Среди отрабатываемых на снаряде элементов выделяются обязательные - «школа» и произвольные. Рассмотрим элементы обязательного исполнения.

Элемент 1 (носок-пятка). Смысл движения состоит в том, что воин совершает вертикальные перемещения (прыжки) на носке позади стоящей и на пятке впереди стоящей ног. Через несколько повторений прыжков воин произвольно меняет ноги местами.

В процессе обучения элементу достигаются следующие цели:

- научиться связывать движения рук и ног;
- научиться управлять вертикальными перемещениями;
- освоить возможности тазобедренного, коленного, голеностопного суставов.

Все это необходимо производить для того, чтобы в конечном итоге научить воина горизонтальным перемещениям, которые составляются из перемещений вертикальных. Вопрос перемещений вообще представляет не только большой интерес, непосредственную практическую пользу, необходимость, наконец, но и является одновременно целым направлением механики. (Надо отметить достаточно трудным, т. к. дело приходится иметь с двумя составляющими приложенных от разных элементов рычагов ног!).

Здесь мы отметим только то, что перемещения могут быть вперед-назад, влево-вправо и комбинированные.

Что необходимо еще отметить. В чистом виде компасных направлений, естественно, перемещения могут происходить. Но такие крайности, которые выбирают полюсные направления, заведомо говорят, что разговор идет в действительности о движениях в пределах всего кругового диапазона - от 0° до 360°. Чтобы выделить теперь границы в этом круговом многообразии, искусственно делят его на несколько крайних направлений, подразумевая любое движение в пределах указанной окружности.

В этом периоде обучения большое внимание уделено суставным организациям. Каждый из перечисленных выше суставов: голеностопный, коленный, тазобедренный вначале задей-ствуются автономно, чтобы воин мог прочувствовать характер движения каждого из них, затем перемещения воина «приводятся» в нужное соотношение по заданию. Если этого не сделать, общее перемещение начнет строиться стихийно, без учета вклада каждой из суставных организаций в перемещение, а это, в свою очередь, нарушит двигательные соотношения, что и прослеживается в искаженном рисунке перемещения.

И последнее. Следует различать короткопериодические и длиннопериодические колебания, лежащие в основе перемещений. Первые совершаются на небольшой амплитуде; таз воина как бы «висит» в воздухе, и это положение «висения» поддерживается небольшими по амплитуде, но большой частоты, колебаниями вертикали. Вторые выполняются с большой

амплитудой, но имеют малую частоту. Воин «вырабатывает» суставные организации, получая значительное отталкивание от пола, «осаживаясь» при выполнении упражнения.

Элемент 2 (бег на скакалке). Особого труда не представляет. Характерным в упражнении является то, что стопа воина ставится на пол полностью, хотя в ней и может присутствовать первоначальная постановка на переднюю часть с последующим быстрым переходом на пятку. Задача состоит в освоении подъема ноги с изучением соотношений ее рычагов с препятствием-полом в момент постановки стопы.

Элемент 3 (вращение корпуса). Смысл выполняемого упражнения состоит в том, что вращая скакалку, воин одновременно с вертикальными перемещениями (прыжками) совершает вращения вокруг своей вертикальной оси. Здесь необходимо следить за сгибаемой позади голенью дальней ноги. Недостаточный или несвоевременный сгиб голени приводит к зацепу о скакалку. Упражнение своей целью имеет подготовить воина управлять пояснично-крестцовым отделом позвоночника в создании, в дальнейшем, линейных перемещений плечевых суставов.

Элемент 4 (поднятие бедра). Упражнение состоит в том, что в момент постановки опорной ноги на пол воин свободной ногой совершает резкое движение бедром вверх предельной амплитуды. Голень свободной ноги сгибается таким образом, чтобы пронос пятки происходил под ягодицей. Упражнение позволяет выделить чистый пронос бедра в пространстве и изучить соотношения углов сгиба рычага голени и подъема рычага бедра.

Вся изюминка состоит в том, чтобы «поймать» тот момент постановки опорной ноги, который дает возможность этого «хлеста» вверх свободной ноги. В дальнейшем, при изучении беговых комбинаций, этот способ «проноса» бедра употребляется как один из обязательных рабочих элементов построения беговых движений.

Элементы 5, 6 (вращение голени назад наружу-вовнутрь). Это движение также носит подготовительный характер. Смысл его состоит в том, что в момент выполнения прыжков на скакалке воин совершает вращения рычагов голеней назад вовнутрь-наружу. Особых трудностей в этом движении не будет отмечаться в том случае, если воин будет учитывать вращательный момент от выноса голени и вовремя его гасить.

Элементы 7,8 (вращение голени вперед наружу-вовнутрь). Также является подготовительным элементом. Особую трудность представляет вращение голени наружу. Здесь необходимо следить за ходом свободного рычага всей ноги с тем, чтобы носок оказался глубоко приведенным. В этом случае появляется возможность и сгиба рычага голени и хода всего рычага ноги, что дает практически занос, из которого и производится движение.

Элементы 9,10,11,12,13,14 (продольные движения р. голени вовнутрь-наружу-прямо за- и перед собой). Упражнения особого труда не представляют. Следует помнить только то, что р. голени движется за счет ведущего р. бедра. Траектория движения р. голени - касательная к дуге, описываемой концом (коленом) р. бедра.

Элемент 15 (заходы). Смысл упражнения состоит в том, что в процессе вертикальных перемещений воин совершает забегания к впереди стоящей опорной ноге. Забегания производятся не прямолинейно, а под углом к фронтальной плоскости, расположенной перед воином. Назначение упражнений - возможность воину получить представления о пространственном перемещении, которое тесно связано со «скрестными» движениями, рассматриваемыми как одна из форм производства ударов и заключающаяся в перемещении в пространстве тазобедренного комплекса нижележащими суставными организациями.

Следует отметить, что в практике работы на скакалке, вполне возможно, будут найдены упражнения, наиболее полно поставленной задаче обеспечивающие соответствие. Перечисленные выше элементы, тем не менее, в настоящее время дают вполне пристойную емкость, позволяют в первом приближении освоить элементы ССЧ и дать элементарные двигательные понятия во всех розах направлений.

Определенно важен и еще один момент. Даже в так называемом «чистом» проделанном наборе элементов, указанных выше, у воина вырабатываются высококоординированные двигательные навыки, требующие сложного внимания, связанные с большой физической нагрузкой.

Под «чистым» набором следует понимать набор обязательных элементов, которые проде-лываются с относительной умеренностью каждого из обучаемых воинов. В дальнейшем задаются определенные режимы, которые связаны с программой достижения воином требуемых составляющих: силы, выносливости, координации, пластичности и т. д. Безусловно, что режимы будут отличаться один от другого значительным образом, но происходить все могут только на указанной базе набора элементов!

Боевая дорожка. Несмотря на то, что сутью данного понятия в практике единоборств пользуются, обращение к понятию, способам, которыми достигаются цели, логике и т. п. затруднено. Или, говоря другими словами, за частоколом леса не видно. Указанное понятие вытекает следствием работы на скакалке. В своей сути это есть исполнение акцентированного движения, или элемента движения, производимого специально в повторе. Для чего это производится? Наиболее простое объяснение - дать воину возможность сознательного производства мощного движения, в котором отсутствует полная фаза подготовки, т. е. нет широкоамплитудного заноса, сокращено время подготовки, свернуты фазы восстановления равновесия и т. п. Одним словом: производство требуемых максимумов при неблагоприятных условиях их протекания.

Воин, как правило, выполняет два ударных движения, следующих друг за другом. На боевой дорожке большая часть ударов связана с производством ударов ног. Движение, выполняемое воином, носит ситуационный характер, в нем отсутствует требование к отдельным элементам ССЧ, задается только пространственное направление. Это обстоятельство заставляет воина использовать всю ССЧ. Чтобы освободить ССЧ от опорных нагрузок, воин совершает выполнение требуемых движений с небольшим прыжком, вводя в действие голеностоп.

При кажущейся простоте выполняемых движений поражает обилие решаемых на боевой дорожке задач. Рассмотрим часть из них.

Как привестись на опорную ногу и каким должен быть занос свободной ноги? Какое по амплитуде, форме, содержанию подготовительное движение необходимо выполнить? Каким элементом ССЧ следует пользоваться и на каком участке траектории развить максимальное усилие? Какой частью ССЧ следует выполнить касание препятствия и какую ответную реакцию опоры следует ожидать? Каковы условия обеспечения протекания процесса передачи импульса препятствию? Каким будет положение ССЧ после выполнения удара и каковы планируемые действия для формирования повторного удара, защиты, восстановления, смены боевого положения и пр.?

Естественно, все эти вопросы с одного захода не выбираются. Очевидно, что не выбрать их и несколькими годами. Отсюда и разумное планирование своего обращения к рукопашному бою. Необходимо бесчисленное множество раз ставить себе задачи и искать способы их решения, классифицировать полученные результаты, сводить результаты в принципы, из принципов создавать законы, на законах развертывать новые полотна активных действий. Два крайних пути, создающих искусство, приобрели за историю человечества своих сторонников и противников. Первый путь - получение психофизиологических компенсаций, выраженных в форме и содержании ССЧ воина. Другой путь - получение эффективности произведенного действия, для которого не требуется специфических данных, который обходится теми возможностями, которые есть у воина в настоящее время. Не вдаваясь в обсуждение элементов первого и второго путей, заметим, что в диалектическом единстве обоих лежит правильность точки зрения.

Среди ударов, выполняемых на боевой дорожке, можно выделить те, которые составляют больший процент. Среди них удары коленом (рычагом бедра) наружу-вовнутрь-прямо.

Следующими идут вращение р. голени вовнутрь-наружу, за- и перед собой. Далее -продольно голенью вовнутрь-наружу-прямо за- и перед собой. Затем - вращение всего р. ноги вовнутрь-наружу-прямо за- и перед собой.

Отметим, что в силу анатомического строения часть ударов рычагами ног за собой производятся без предварительного прыжка. Если, например, при ударах, выполняемых перед собой, голень при срабатывании естественным образом вносит свой импульс в направление движения рычага ноги, то при ударах за собой движение голени будет «снимать» тзб. комплекс с положения центра вращения рычага всей ноги, что сорвет намеченный удар! Следует помнить, что это касается ударов, наносимых в верхнюю сферу всем рычагом ноги. В нижней сфере нанесения ударов позади у воина имеется возможность использовать аналогичные передним ударам прыжковые соединения, в различной степени использующие голеностоп и колено. Что характерно для задних ударов, так это большая вращательная способность ССЧ воина, дающая возможность увеличения импульса движения, которое формирует воин.

В заключение этого раздела подчеркнем, что рассматриваемый снаряд - скакалка дает много интересного в части касающейся, позволяет решить вопросы, связанные непосредственно с подготовкой, проведением ударов, восстановлением, повторной атакой.

Представляется, однако, подчеркнуть следующее. Как ни хороша скакалка, но выбрать на ней скрестную координацию затруднительно. Вообще, следует отметить: одним из зол является упущение именно вопросов указанной, скрестной координации. Остановимся подробнее на этом пункте.

Известно, что от животных, имеющих четыре опорных конечности (пусть даже занятых хватательными движениями), нам достались практически все механизмы анатомии, физиологии, нервистики. Несмотря на то, что в процессе цивилизации человечество утратило способность перемещаться на четырех конечностях, при производстве движений структурной схемой человека постоянно возникают ситуации, в которых указанные выше элементы иннервации проявляются. При ходьбе, например, человек отводит одноименную руку противоположно движению ноги. При прыжках - взмахивает руками. При беге - отводит плечевые суставы одноименных нижних конечностей в противоположном движению ног направлении, при этом так сгибая руки в локтях, чтобы выбрать имеющиеся соотношения ССЧ в этих движениях. И все это происходит за сознанием, практически рефлекторно!

Следовательно, если мы желаем получить достаточный эффект в производимом движении, нам необходимо решить вопросы скрестной координации. Опять же, не останавливаясь на деталях, отметим главное, что связано с практической пользой и уровнем данного раздела, призванном отнести воина к общим законам построения движения.

Одноименная координация стороны ССЧ - понятие, связанное с положением, что вынос ноги воина вперед должен иметь компенсаторное движение одноименной руки назад. Если говорить конкретно, то не столько руки, сколько одноименного плечевого сустава.

Разноименная (скрестная) координация элементов ССЧ - понятие, связанное с положением, что вынос ноги воина вперед сопровождается рефлекторным движением разноименного плечевого сустава в этом же направлении.

Не вникая в детализацию, обратимся к практике. Воин на татами встанет на верхние и нижние конечности и попытается сделать несколько «шагов» вперед и назад. Нетрудно убедиться в правильности сказанного о координациях выше.

Так вот. На скакалке несколько нарушается чувство, связанное с использованием врожденных иннервации, биологическим целесообразием безусловных двигательных рефлексов.

Для того, чтобы не «выпадать» из врожденных координации, следует после упражнений на скакалке проделать упражнения бегового порядка, в которых намеренно выделить указанные координационные элементы: одноименную и скрестную координацию. При такой постановке вопроса каждый снаряд будет занимать достойное место, без преувеличений или преуменьшений вклада в организацию боевых движений!

Лонг-центр 2012-2015гг.